Законы построения технических систем для проведения современных спектаклей

Театр – это специфический творческий организм, благополучие которого зависит от людей, которые в нем работают: от главного режиссера, постановщика, актеров, художников-декораторов, художников по костюмам и по свету, технического персонала. Но для любого театра существуют и определенные законы построения различных технических систем и средств для проведения современных высокотехнологичных спектаклей. Все мы (технические специалисты) стремимся создать великолепное зрелище, дать людям полноценное восприятие театральной постановки, как классической, так и современной пьесы, обеспечить зрителю максимальное удовлетворения от посещения театра. Звук в театре - одна из наиважнейших составляющих действа. Система озвучивания и звукоусиления в театре является средством создания акустической картины, задуманной режиссером-постановщиком, важнейшей задачей специалистов является качественно донести её до всех зрителей, на каких бы местах зала они не находились. Важными при этом являются многие факторы – акустическое покрытие стен и потолка, материал кресел в зрительном зале, качество звукового оборудования и его коммутации, уровень звукового давления акустических систем, одинаковое звуковое покрытие всех зон зрительного зала без исключения с минимальной неравномерностью. А ведь в любом театре есть очень сложные зоны, где приходится применять линии задержки или точечные источники – подбалконные пространства, ложи, места за колоннами. Оптимальная, хорошо настроенная система звукоусиления должна обеспечивать комфортное восприятие для всех зрителей, даже если акустика самого зала не очень удачна. Также необходимо учитывать возраст самого здания.

theatre1.jpg
Пример скрытых распределенных систем L-Acoustics.
Новое здание московского театра Et Cetera


Звучание театрального помещения сильно зависит от архитектурной акустики театра. Театр – это всегда помещение с довольно сложной архитектурной геометрией сценического пространства и зрительного зала, имеющего различные ложи, партер, амфитеатр, бельэтаж, балкон. Все эти пространства требуют очень серьезного персонального моделирования в процессе создания звукового дизайна театрального помещения. Это довольно серьезная и интересная работа, которая может дать как положительный результат для постановки современных спектаклей, так и разочаровать при поверхностном подходе к решению задачи. Проект акустического дизайна - это кропотливая, серьезная работа при проектировании озвучивания подобных площадок .Что это дает, для чего это нужно? В современном театре мы хотим и при правильном, профессиональном подходе и разумном бюджете имеем возможность получить все инструменты для современной постановки, не только в визуальном плане, но и для передачи аудио образов, которые создают артисты на сцене, а звукорежиссер – за микшерным пультом. Работа со звуком в театре существенно отличается от концертной, студийной или работы на радио, в том числе многоканальностью и тем, что речь, эффекты и фонограммы всегда идут совместно. Важно точно передать всё - речь актеров, интонации голоса, различные музыкальные сопровождения, эффекты, подобные тому, как, например, в современных кинотеатрах при показе фильмов работают системы Dolby Surround, которые помогают создавать и раскрывать театральные образы. А эффектов таких великое множество, вплоть до таких, как, так называемый, «голос бога» - это звуковые эффекты, которые исходят с потолочного пространства. Современные звуковые системы и программные комплексы помогают создавать очень интересные спектакли, а когда к этому добавляется механизация: развитая машинерия сцены, красивые интересные декорации, великолепный динамический свет, это создает очень большое положительное впечатление от спектакля. Ради этого мы и создаем театральные инсталляции – хорошие и очень хорошие, для того чтобы зрителю было максимально комфортно и интересно, чтобы зритель мог абсолютно точно понять замысел и оценить те образы, которые создают актеры совместно с режиссером и всей технической группой театра.


theatre2.jpg
Пример открытых распределенных акустических систем.
Новое здание Тюменского драматического театра


Одной из важнейших задач при техническом проектировании является правильный выбор оборудования – акустических систем, микшерного пульта, микрофонного парка, систем позиционирования и создания звуковых эффектов. Количество микрофонов, задействованных в разных спектаклях, может исчисляться как единицами, так и несколькими десятками, причем различных типов, в том числе гарнитурных радиосистем, что требует высокой квалификации персонала для корректной работы. Выбор акустических систем может определяться не только звуковым давлением и мощностью, но и дизайном, в том числе особыми габаритами и даже цветом: современный вид звукоусилительных систем прекрасно сочетается с классической внутренней архитектурой старинного здания. Также надо учитывать, что в театрах разборчивость чаще важнее уровня звукового давления. Озвучивание сценического пространства довольно сложная задача. Это большое количество поплановой акустики, акустических систем арьера сцены, и непосредственно напольных мониторов. На сегодняшний день мы уже имеем возможность предлагать в своих проектах достаточно дорогостоящие, очень интересные системы и приборы, которые позволяют нам определить локализацию актера на сцене, его местоположение, настроить его место в звуковом образе с помочью такой системы, как Stagetracker (ТТА). А с помощью таких систем, как Constellation (Meyer Sound) и Vivace (Stagetec), изменяя акустику помещения, мы можем создавать различные акустические образы, в том числе совершенно потрясающие - от эха в горах до звучания кафедрального собора, звучания на различных пространствах и площадях, массу всевозможных эффектов. Реализация этого зависит только от уровня технической подготовки и умения служащих звукового цеха создавать подобные образы.


theatre4.jpg
Пример сочетания открытой инсталляции современного звукового оборудования 
с классической красотой зала. 
Старинное здание Московского Государственного Академического театра оперетты


Отдельной, но очень важной для любого театра темой стоят системы трансляции и оповещения, которые должны быть установлены во всех помещениях театра и иметь возможность зонного подключения. Они служат как для обеспечения работы служб театра во время спектакля, так и для информирования и оповещения зрителей.


theatre5.jpg
Открытые акустические системы. 
Российский государственный академический театр драмы 
имени Федора Волкова располагается в здании постройки 1911 года


На сегодняшний день современный театр уже немыслим без перечисленных современных технологий. Имея только минимальное количество оборудования невозможно создать хорошую современную сценическую постановку, поэтому всё, чем мы (технические специалисты компании «Сонорусс») занимаемся, это достаточно серьезная и кропотливая работа, для качественного осуществления которой мы имеем большой опыт. Рекомендации, которые мы даём при подготовке проекта, составлении спецификаций и расчетах в программе SOUNDVISION – это то, с чего все начинается. Без предварительного расчета в программе SOUNDVISION, которая позволяет построить помещение и расположить громкоговорители в 3D пространстве, рассчитать уровень звукового давления и отобразить карту звукового покрытия для залов со сложной геометрией, определить конфигурации и правильное расположение кабинетов, работу начинать нет смысла. А далее мы двигаемся в рамках бюджета заказчика, от которого зависит, получится хорошая инсталляция или очень хорошая. В этом и заключается наша работа.

Наша задача, задача службы технической поддержки компании «Сонорусс», состоит в том, чтобы правильно смоделировать театральное пространство, создать саунд-дизайн, одновременно помочь техническому персоналу и администрации театра сделать оптимальный выбор необходимого оборудования, объяснить, для чего и почему все это необходимо, и создать правильный технический проект. Также в наши задачи входит обязанность в «стартовом» варианте предусмотреть возможность какого-либо апгрейта в будущем, дальнейшего движения в плане развития технического оснащения. То есть необязательно тратить деньги сразу и на всё, это неправильный подход многих руководителей, ведь всегда, в любое время есть возможность сделать апгрейд и двигаться в нужном направлении, в ногу с современными технологиями, которые меняются довольно быстро, увлекая за собой развитие и выход на рынок новых приборов и систем. Просто продать оборудование и забыть про него – это не наша позиция. Наша компания никогда не бросает наших клиентов, мы всегда осуществляем постоянную техническую поддержку всего оборудования, которое поставляем, производим обучение персонала, готовим персонал для эксплуатации и обслуживания оборудования. Это обеспечивает максимальное качества звучания оборудования, оптимальные условия его технического использования, надежность и долгий срок службы. А как следствие – театральный зритель всегда будет доволен спектаклем, в чём и заключается в итоге наша основная задача.

Возврат к списку