L-Acoustics: от технологий к искусству

Почему оборудование L-Acoustics так охотно используется именитыми дизайнерами по звуку в престижнейших шоу? Потому, что L-Acoustics сумела хорошо организовать рекламную кампанию, или здесь скрыты другие, более осязаемые и более объективные причины?

В самых общих чертах объяснение такой популярности выглядит очень просто. С акустическими системами производства L-Acoustics очень удобно работать и использование этих систем гарантирует высочайшее качество оформления звуком зрелищных мероприятий практически любого целевого назначения. Переходя от общего к частному - компания L-Acoustics разработала не просто технические средства, а целую концепцию работы со звуком, правильное применение которой неизменно приводит к положительным результатам.

Основной задачей инженеров по звуку и экспертов в области аудио является создание качественных систем звукоусиления для различных аудиторий. Предлагаемые решения зачастую связаны с использованием большого числа источника звука – из-за жестких требований заказчика к ясности звучания, к акустической связности, к уровню звукового давления; из-за необходимости озвучивать аудитории больших размеров; и т.д.

В объединенных  акустических системах большинства производителей волны от отдельных источников не взаимодействуют должным образом, и в аудитории возникает неконтролируемая звуковая интерференция. Образуется бесформенное звуковое покрытие, с частотными провалами и низкой разборчивостью. Хаотическое звуковое поле создает помехи источникам звука и рассеивает напрасно акустическую энергию. Для достижения необходимого уровня звукового давления приходится прибегать к повышению общей мощности системы, чего вполне можно было бы избежать при наличии единого когерентного источника звука. Именно когерентный источник звука является основой идеи развития компании L-Acoustics, что в свое время многие компании-производители пытались повторить, но безуспешно.

Развитие точечного излучателя. Коаксиальная технология

4-1.jpg

Коаксиальная система

3-1.jpg

Традиционная двухполосная система

Что такое точечный источник звука? Хорошей иллюстрацией к этому  служит бросание камней в воду. Если брошен один мелкий  камень, то от точки его восхождения в воду по поверхности разойдутся концентрические волны. Если в воду брошено несколько мелких камней, то возникнет волновая интерференционная картина, аналогичная интерференционной картине хаотического звукового поля. Если же в воду брошен один камень, размер и вес которого равен размеру и весу нескольких мелких камней, то по поверхности опять разойдутся концентрические волны, но гораздо большей амплитуды.

С этой идеи и началось развитие коаксиальных систем компании L-Acoustics. Коаксиальная система имела многоцелевое назначение и обладала значительно лучшими характеристиками по сравнению с традиционными двухполосными системами, «страдающими» интерференцией в точке акустического кроссовера. Интерференция в свою очередь вызывала появление нежелательных краевых «лепестков» в диаграмме направленности.

Благодаря совмещенным акустическим ВЧ и НЧ центрам поле звукового излучения коаксиальной акустической системы стабильно во всем диапазоне частот и по всем направлениям. Это качество особенно ценно для распределенных систем звукоусиления, когда большинство слушателей не на векторе звукового излучения.

Преимущества коаксиальной технологии звукоусиления связаны с характеристиками излучения точечного источника звука. Естественность звучания, ассоциирующаяся у слушателя с «прозрачностью», типична для коаксиальных акустических систем, используемых в качестве сценических мониторов, front-fill, подбалконной «заливки» и в системах FOH.

Точечные коаксиальные источники звука пригодны  даже для распределенных систем звукоусиления в пространствах с реверберацией. Они создают звуковое покрытие, когерентное в гораздо большей степени, чем, если бы оно создавалось традиционными двухполосными системами, сконструированными по принципу «horn-woofer».

Принцип построения линейного массива (Wavefront Sculpture Technology)  

1-1.jpg

Вертикальная направленность
линейного массива

2-1.jpg

Горизонтальная направленность
линейного массива

5-1.jpg

DOSC волновод

Наилучшей формой массива для удовлетворения различных требований по звуковому охвату аудиторий больших размеров изначально была принята линия.  Тем не менее, линейный массив не удавалось заставить функционировать правильно. Во-первых, из-за интерференции, возникающей при излучении звуковых волн многими источниками в одном направлении, и, во-вторых, из-за невозможности конфигурирования источников звука в линейный массив в области высоких частот. Поэтому базовым направлением научно-исследовательских работ компании L-Acoustics  стала разработка модульного и регулируемого единого источника звука. И первая же, созданная в 1988 году, система DOSC подтвердила гигантский потенциал всего проекта. Опираясь на данные экспериментов, профессор Марсель Урбан (Marcel Urban) и доктор Кристиан Хейл (Christian Heil) провели теоретические исследования и представили результаты в 1992 году в Вене на 92 AES Convention  (Preprint #3269). Их теория помогла определить условия для успешного соединения в массив отдельных источников звука с учетом длин волн, формы каждого источника, площади поверхности излучения и относительного разделения.

Кратко их выводы формируются так. Отдельные источники звука, соединенные в массив с постоянным шагом в плоской или криволинейной непрерывной направляющей поверхности эквивалентны единому источнику звука, если выполняются одно или оба из следующих условий:

- Частота. Расстояние шага (расстояние между акустическими центрами отдельных источников звука) должно быть меньше половины длины волны в рабочей полосе частот;
- Форма. Волновые фронты, генерируемые отдельными источниками звука, должны быть плоскими и вместе занимать по крайне мере 80% общей площади поверхности излучения.

Выполнение данных условий компания L-Acoustics трактует как применение WST на практике. При организации единого источника звука первым условием WST определяются конструктивные ограничения в размещении низкочастотных драйверов с патентованным DOSC волноводом. Учитывая критерии  WST для всей звуковой полосы частот, инженер или разработчик акустических систем создаст единый источник звука с отчетливо выраженными областью звукового охвата и формой волнового фронта, обеспечивающими такое геометрическое распределение акустической энергии, которое соответствует геометрии озвучиваемой аудитории.

Все линейные акустические массивы L-Acoustics спроектированы по технологии WST. Это позволяет им создавать исключительно когерентные звуковые покрытия очень больших аудиторий, размеры которых «выходят за рамки» возможностей линейных акустических массивов производства других компаний.

История происхождения линейных массивов и принципы их построения являются сложной темой, но это знание - одно из необходимых условий для правильного выбора звукового технического средства, которое в полной мере способствует правильному решению поставленных задач.

Для полного понимание этой темы специалист любого уровня может  пройти обучение, которое  проводит компания «Сонорусс» (официального представителя L-Acoustics).

Расписание тренингов >>