L-Acoustics для небольшого проката

Просматривая хроники зарубежного и российского проката все время отмечаю, где и как используется оборудование L-Acoustics. Как правило, для привлечения внимания к бренду или деятельности прокатной компании, обычно публикуются мероприятия крупных масштабов, и соответственно, на фотоотчетах видишь оборудование высшего уровня. Кажется, что если прокатчик хочет работать на L-Acoustics, то ему надо раскошелиться и купить как минимум 48 K1, 24 K2 и большую гору сабвуферов. Чем больше – тем лучше, «ведь низа много не бывает». Вот и смотрят люди, вздыхают, закрывают страницу в «Фейсбуке» и уходят работать на «дровах», проклиная себя и свою жизнь прокатную. Но ведь это совсем не несбыточная мечта – работать на L-Acoustics. Автор: Лилия Гайнтудинова

Поговорим о средней прокатной компании, которая отрабатывает площадки и мероприятия разного уровня: начиная от детских утренников и заканчивая достаточно большими живыми концертами - L-Acoustics всегда им в помощь.

Итак, представим некрупную прокатную компанию звукового оборудования, каких огромное количество в регионах нашей большой страны. Условно предположим, что работает в такой компании 7-8 человек (можно спокойно работать на двух площадках одновременно). В прокате имеется по два комплекта бек-лайна, (обычно один - классом повыше, второй – пониже), а так же прочие необходимые для работы вещи: микшерные консоли, микрофонный парк, коммутация и прочее оборудование, о котором мы говорить сейчас не будем.

Предложим нашей выдуманной прокатной компании несколько вариантов использования оборудования L-Acoustics: серию X, ARCSII, ARCS WIDE и ARCS FOCUS - так называемые, малый и средний масштаб. Что тогда сможет себе позволить такой прокат?

Рассмотрим два комплекта, независимых друг от друга, но имеющих возможность работать в качестве самостоятельных систем и, при необходимости, дополнять друг друга. Один комплект побольше, второй – поменьше. Первый комплект это: ARCS II – 8 шт., SB28 - 4 шт., Х12 - 2 шт., усилители LA8 - 3 шт., усилители LA4X - 1 шт. Топы на «пятнашках», сабвуферы на двух «восемнашках». В усилителях уже существуют оптимальные пресеты для каждого типа акустических систем. Зная хотя бы примерно размеры площадки, рассчитываем в программе Soundvision давление, покрытие, АЧХ, создаваемые данным комплектом. В программе L-Acoustics Network Manager конфигурируем усилители, выставляем пресеты под данные акустические системы. Непосредственно на площадке можно внести необходимые коррекции в эквализацию, лимитирование системы, выставить задержки, сменить полярность. В данном комплекте топы и сабвуферы «качаются» усилителями LA8, а Х12 – усилителями LA4Х. Отдельно стоит отметить, что Х12 – это универсальный кабинет, благодаря эллиптической диаграмме направленности и хорошей отдаче по низу, он может быть использован и как мониторные системы, и как часть крупной системы (фронтфил), и как отдельно маленькая PA система. 

Лучше слов могут быть только расчеты в Soundvision. Посмотрим на рисунки, как выглядит ситуация на самом деле. Напоминаю, рассматриваем комплект ARCS II – 8 шт., SB28 - 4 шт., Х12 - 2 шт., усилители LA8 - 3 шт., усилители LA4X - 1 шт

Площадка примерно 30 на 30 метров (например, площадь перед стандартным торговым центром), сцена 10 на 6 метров, между сценой и аудиторией проход шириной 1,5 метра (в соответствии с техникой безопасности). Так как площадка уличная и зрители, скорее всего, стоят, то заданный уровень аудитории для расчета возьмем 1,8 метра. На рис.1 представлены только топы и сабвуферы. Хорошо видно распределения давления и диаграммы направленности топов. Для большей объективности показано распределение звукового давления SPL в широкой полосе частот (20 Гц – 20 кГц), с взвешиванием по кривой «А». Слева находится шкала, по цвету которой можно определить уровень давления в определенной точке.

Топы ARCS II имеют симметричный угол раскрытия по горизонтали в 22,5 градуса, и ассиметричный по вертикали в 60 градусов, что дает многообразие способов их использования, в зависимости от задач.

Рис.1

pic1.jpg

На рис.1 видно, что в пространстве непосредственно перед центром сцены наблюдается провал по давлению. Можно развернуть порталы вовнутрь, однако, это приведет к сужению озвучиваемой площади. Более правильное решение появившейся проблемы – использование фронтфилов (рис.2): они выравнивают давление в проблемных зонах, совмещают аудио и визуальные образы. В данном случае это системы Х12, универсальные кабинеты, которые могут использоваться в разных «амплуа».


Рис.2

pic2.jpg

Одновременно с этой площадкой у нашего условного прокатчика может быть и вторая работа, поменьше. Скажем, 15 на 15 метров. Пусть сцена будет такая же, как в предыдущем случае, 10 на 6 метров, высотой 1,5 метра, такой же проход между сценой и аудиторией в 1,5 метра. Состав акустических систем гораздо меньший, предложим ему в работу второй комплект: ARCS WIDE - 4 шт., SB18m - 4 шт., Х12 -2 шт., усилители LA4X - 3 шт. Заданный уровень слушателей устанавливаем 1,8 м (то есть аудитория стоит). При данном наборе оборудования у нас есть возможность поставить топы на сабвуферы как вертикально, так и горизонтально.

Рассмотрим случай с горизонтальным расположением топов на сабвуферах. У ARCS WIDE и SB18m есть специальные крепления WIFORIG, «лыжи», позволяющие соединять их между собой. Для коррекции угла наклона топов используется элемент крепежа WIFOTILT, позволяющий регулировать угол наклона топов ARCS WIDE от 0 до -7,5 градусов.

Как видно из расчета Soundvision (рис.3) , давление несколько меньше, чем у первого комплекта, однако остается около 100 дБ в широкой полосе частот, с взвешиванием по кривой «А» на расчетной площади 15 на 15 метров.


Рис.3

pic3.JPG

Как и в предыдущем случае фронтфилы Х12 сильно спасают ситуацию с провалом давления посередине между порталами (рис.4)

Рис.4

pic4.JPG


ARCS WIDE могут быть установлены вертикально на сабвуферы, тогда каждый стек дает угол раскрытия 60 градусов. Это может подойти для узких помещений, где необходимо точно регулировать направленность акустических систем. На рис.5 мы видим площадь 15 на 20 метров

Рис.5

pic6 (2).JPG

Те же ARCS WIDE в вертикальном расположении вместе с фронтфилами Х12 (рис.6)

Рис.6

pic6 (1).JPG


Оба предложенных комплекта (большой и малый) можно объединить на одной площадке, например, используя ARCS WIDE и SB18m как мощнейшие прострелы, а оставшиеся два кабинета Х12 можно использовать как напольные сценические мониторы (рис.7)


Рис.7

pic7.JPG


Таким образом, достаточно кратко и наглядно я показала, что L-Acoustics удобен не только для огромных фестивальных площадок. Любой прокатчик или концертный зал так же найдут среди акустических систем L-Acoustics оптимальное решение для своих задач.