27 Июля 2016

Как сделать, чтобы человек еще раз захотел прийти именно на этот стадион

Как сделать, чтобы человек еще раз захотел прийти именно на этот стадион

Лилия Гайнутдинова, бренд-менеджер L-Acoustics

P1120943.JPG

В нашей стране наблюдается устойчивый рост интереса к спортивно-зрелищным мероприятиям, и к спорту как здоровому образу жизни. Благодаря государственным программам, спорт в России качественно меняется, появляется большое количество специализированных площадок, спортивных школ, строятся новые стадионы и реконструируются старые - в целом, граждане теперь могут легко рассчитывать на новые мировые победы. В этой статье я хотела бы рассмотреть спортивные объекты, в частности стадионы, как культурно-массовые комплексы. Как привлечь зрителя на трибуны? Как сделать, чтобы человек еще раз захотел прийти именно на этот стадион?  

Спортивный стадион – это уже давно не просто место, куда люди приходят поболеть за любимую команду, это культурно-массовый комплекс, на котором могут проводиться различные мероприятия: спортивные, концерты, выступления политических и культурных деятелей, массовые народные гуляния. От развития инфраструктуры объекта зависит и его популярность. Как привлечь зрителя на трибуны? Самый верный способ – создать запоминающееся зрелище, после которого человек еще не раз придет именно на этот стадион. Вопросы о зрелищной эстетике также должны подниматься наряду с обсуждениями о билетно-пропускных программах,  работах стюардов, точках общепита, системах кондиционирования и вентиляции, и других составляющих качественной инфраструктуры стадиона. Разборчивая передача голосовых и музыкальных материалов, а также создание эффектных аудио-визуальных образов на спортивно-культурных зрелищных мероприятиях играют одну из главных ролей в привлекательности объекта. 


 

Системы L-Acoustics были выбраны для звукового оформления сочинского 
стадиона «Фишт» (48 тыс. мест) во время Церемоний Открытия и Закрытия 
Олимпийский и Паралимпийских игр в 2014 году


К сожалению, на этапах проектирования и конструирования спортивных стадионов на звуко- и светоусиление обращают меньшее внимание, и бюджет на них выделяется, как правило, по остаточному принципу, что приводит к закупке такого звукового оборудования, которое в последствии не справляется с теми требованиями, которые предъявляют организаторы для проведения спортивно-культурных мероприятий.

Равномерность покрытия, высокое звуковое давление, высокая детализация речевого и музыкального материала – вот основные требования, которые предъявляются для проведения мероприятий на современных спортивных объектах. Система озвучивания, или звукоусиления, должна обеспечивать следующие параметры:

  • Необходимый уровень звукового давления и равномерное покрытие каждого зрительского места.
  • Соответствовать требуемым индексам разборчивости речевых материалов (STI - speech transmission index).
  • Обеспечивать дополнительные возможности зонирования, благодаря чему улучшаются акустические характеристики, сокращаются затраты на электроэнергию, обеспечивается легкость в установке акустических систем.

    Исходя из вышеперечисленных требований, каждый посетитель мероприятия, находясь на своем месте, должен слышать комментарии диктора, музыкальное сопровождение и, что особенно имеет значение в наше время, сигналы системы оповещения и пожаробезопасности.

    Приведу несколько примеров из российской и зарубежной практики по решению проблем, связанных с некачественным воспроизведением речевых и музыкальных материалов на спортивных объектах.

    Немецкий стадион Rewirpower, вместимостью 29500 посадочных мест, до реконструкции перед Чемпионатом мира по футболу в 2006 году использовал установленную систему озвучивания, состоявшую из обычных 100-вольтовых акустических систем, которые не давали равномерного звукового покрытия на зрительских трибунах, а полоса пропускания в области низких частот была сильно сокращена. В результате, фоновое музыкальное сопровождение, сообщения и рекламные объявления передавались некачественно и неравномерно, т.е. не на все зрительские места. Акустический расчет новой системы озвучивания показал заказчику, что нужно для реализации его технического задания. Для решения проблемы были выбраны коаксиальные системы L-ACOUSTICS. Для улучшения звукового покрытия зрительских трибун на всех ярусах были установлены коаксиальные акустические системы MTD 112b в количестве 40 штук и системы MTD 115b в количестве 20 штук (сейчас доступны коаксиальные акустические системы серии Х). В результате, измерения новой установленной системы озвучивания от L-ACOUSTICS показали, что удалось добиться равномерного покрытия максимального звукового давления в пределах значений +/- 3 дБ при частотной характеристике от 80 Гц до 16 кГц. К слову о качестве, установленные в 2006 году звукоусилительные системы L-Acoustics до сих пор технически востребованы и отвечают международным стандартам для стадионов.

     
    Стадион Rewirpower, Германия

     
    Электро-акустический расчет в программе Soundvision показывает 
    равномерный уровень звукового давления на все зрительских местах


    Другой пример, из России – небольшой волейбольно-спортивный комплекс (МУ «ВСК», г. Одинцово), вместимостью 3500 посадочных мест, столкнулся с проблемой сокращения времени реверберации в зале. Спортивный зал МУ «ВСК» имеет жесткие конфигурации потолочных перекрытий и купольную форму потолка. Архитектурно-акустические расчеты показали, что данный зал имеет время реверберации (Rt) более 12 с. Необходимо было сократить время реверберации (Rt) до 2.8-3.2 с. Для достижения необходимых показателей были применены специально изготовленные маты с наполнением базальтового волокна, а система озвучивания спортивных мероприятий была рассчитана таким образом, что игровое поле находится в минимальном звуковом покрытие, а максимальное звуковое давление и максимальное звуковое покрытие направлено на зрительские трибуны. Для осуществления данной задачи была применена компьютерная программа Soundvision. После всех приведенных расчетов и инсталляций были произведены измерения, которые показали верное направление для решения акустических задач в данном зале: измеренные данные полностью соответствовали расчетным, т.е. время реверберации составило 3.1 секунды и коэффициент разборчивости ― 0.6. 


     
    Спортивный зал МУ «ВСК» 



    Пример, когда ранее установленные системы звукоусиления не всегда могут справиться с поставленными задачами. Я говорю, о Бакинском олимпийском стадионе, с общей вместимостью 68 700 посадочных мест. Для проведения первых Европейских олимпийских игр в 2015 году, организаторы привлекли итальянскую прокатную компанию, которая установила акустические системы L-Acoustics K2  граунд-стеками на земле. Равномерное покрытие зрительских мест и качественное звуковое давление были достигнуты благодаря гибкости в конструкции систем: линейный массив был изогнут для грамотного направления излучателей на зрительские места. 

     
    Бакинский Олимпийский стадион во время Первых Европейских игр в 2015 году


    Все вышеперечисленные критерии, предъявляемые к акустическим системам,  должны быть соблюдены в еще процессе расчета и проектирования. Несоблюдение этих требований ведет к самым разнообразным последствиям, в первую очередь к потере зрителя, и соответственно к невостребованности объекта.