22 Ноября 2016

Парижская филармония - пространство для высокого искусства

Этот долгоиграющий проект был начат в 2006 г. и доводился до совершенства долгих девять лет пока не открыл свои двери первым посетителям в 2015 г. Снаружи он выглядит невероятно и потрясающе, но как его видят, слышат и ощущают музыканты, слушатели и технический персонал?

Большой Зал

Большой зал трансформируется и может принимать от 2400 до 3500 зрителей. Это грандиозное пространство, представляющее собой новейшее достижение в области акустики и способное принять крупнейшие симфонические оркестры мира. Зал спроектирован по схеме "виноградника": ряды кресел располагаются вокруг сцены на многоуровневых террасах и подвесных балконах. Специальные панели, подвешенные под потолком, можно регулировать, подстраивая особенности акустики к каждому концерту. Творение Нувеля стало достойным ответом знаменитой Берлинской филармонии.  В то же время, в проекте отразились стремление города Парижа и французского государства получить мировой статус среди концертных залов для академической музыки. «Между дирижером и самым дальним слушателем – всего 32 метра! Сложно представить что-то лучше этого во всем мире», – с энтузиазмом восклицает Лоран Бейл, нынешний директор Филармонии.

Добиться идеального звучания музыки в каждом уголке такого помещения было непростой архитектурной задачей. Ее удалось решить за счет волнистой формы здания и расположения сцены в самом центре зала, в окружении зрителей. Консультантами строительства выступили ведущие специалисты по акустике Гарольд Маршалл из Новой Зеландии и Ясухиса Тойота из Японии.

На стадии задумки проекта Парижской филармонии предполагалось, что здесь будут проходить исключительно концерты классической музыки, однако вскоре в будущий репертуар были добавлены джазовые, роковые и эстрадные концерты. Когда на сцене Большого зала выступает не оркестровый коллектив или исполнитель, софит с прожекторами и драпировкой поднимается на 5 м. вверх до отметки 20 м. над сценой и созданный компанией dUCKS Sceno «водопад» света выключается, обеспечивая пространство для работы софитам с головами, прожекторами и другими световыми приборами. Кроме светового оснащения, компания dUCKS Sceno разработала и установила вращающиеся зрительские сиденья в партере, убирающийся балкон и сценический подиум с изменяемой геометрией, которые позволяют создавать новые конфигурации сцены и зрительских мест.


Стремление Парижской филармонии к гибкости и универсальности, например, как у Берлинской филармонии, которые позволяют им время от времени ставить «Божественную комедию», потребовало специального решения от L-Acoustics. В сотрудничестве с несколькими другими производителями и поставщиками, у них получилось выполнить поставленную задачу благодаря подбору моделей акустических систем, мест установки и системы управления.

Решения от L-Acoustics

Вспоминает Арно Делорм (Arnaud Delorme), проектный инженер L-Acoustics: «Сначала мы планировали установить акустические системы KARA, которые идеально себя зарекомендовали для передачи классической музыки, но после расширения репертуара до эстрадной и популярной музыки мы переключились на линейные массивы с изменяемой диаграммой направленности K2. Мы сделали расчеты в программном комплексе Soundvision, которые показывали отличные результаты по равномерности покрытия для эстрадной музыки, а потом перед нами была поставлена новая задача по озвучиванию поп- и рок-концертов в помещении, которое было акустически спроектировано для проведения филармонических концертов».


«Такая большая проблема требовала нескольких решений, первым из которых было решение проблемы с акустикой помещения. Для этого мы добавили максимально возможное количество звукопоглощающих и рассеивающих поверхностей на отражающие плоскости. Самой главной задачей для нас было направить максимум звуковой энергии на аудиторию, для чего мы с просто маниакальной тщательностью сокращали количество энергии, которое попадало на отражающие поверхности. Мы сократили высоту портальных систем почти на два метра от изначальных планов для сокращения звуковой энергии, которая идет в потолок, а настройками углов между элементами линейного массива свели к минимуму рассеивание энергии между партером и балконом. В этом нам серьезно помогла изменяемая диаграмма направленности акустических систем K2. Все вспомогательные кабинеты, среди которых были мощные коаксиальные акустические системы 12XT и акустические системы дальнего плана серии KIVA, были размещены и направлены таким образом, чтобы минимально влиять на общее поле рассеивания». Примечательно, что обширный диапазон акустических систем и аксессуаров L-Acoustics позволил решить все эти важные и сложные задачи стандартными средствами без необходимости какой-либо подстройки или изменений. Кроме портальных систем, звуковой комплект L-Acoustics включает в себя и комплект кардиоидных сабвуферов SB28, размещенных по трем сторонам сцены, а также SB28 по фронту сцены для обеспечения равномерности покрытия.


Большое значение в обеспечении качества звука в Большом зале имеет инновационная звукоизоляция, которую парижская студия DAP создала для борьбы с шумом автомобильного движения на соседнем бульваре Серурье, кольцевой дороге бульвара Переферик и бульваре Зенит. Большой зал построен в соответствии с концепцией «коробка в коробке», которая подразумевает воздушную прослойку между внутренней и внешней оболочкой и создает «подвешенный зал». 

Выбор микрофонов 

Решение о выборе моделей микрофонов и их конфигурации принималось не только исходя из высоких требований к качеству звука, но и мест их размещения в зале. Напомним, что одним из основных требований было если не полная невидимость, то как минимум неприметность. Кристоф Бонно (Christophe Bonneau), продукт-менеджер компании Audio2 Distribution, выступал связующим звеном между командой консультантов из парижского концертного зала Salle Pleyel, технической командой Филармонии и специалистами компании DPA. Кроме того, в списке микрофонов представлены торговые марки Shoeps, Sennheiser, Neumann и Shure. «Я считаю, что модульная конструкция микрофонов DPA d:dicate сыграла очень важную роль», – говорит Бонно. «Нам не пришлось покупать микрофоны с индивидуальными предусилителями, поскольку модели MMC4015 (широкая кардиоида), MMC4006 (всенаправленный), MMC4011 (кардиоидный) или MMC4018 (суперкардиоида) можно легко применять с предусилителями MMP-A, MMP-C, MMP-E или MMP-F, то есть размер микрофона в сборе можно легко подгонять под место установки. Их можно незаметно закрепить на стойке, повесить над оркестром или спрятать в инструменте без ущерба для качества звука. Такое внимание при подборе высококачественного оборудования и акустика самого помещения являются важными элементами хорошего выступления на любой площадке, независимо от ее размеров».

Парижская филармония –  это совершенный результат тяжелой кропотливой работы большого количества высококвалифицированных профессионалов, это гарант несравненного музыкального наслаждения на многие десятилетия вперед.