10 Ноября 2017

Система раздельного звукоусиления для новой сцены Московского Театра мюзикла

В мае 2011 года был учрежден единственный в России негосударственный Театр мюзикла, который открыл свои двери для публики в ДК имени Горбунова 21 февраля 2012. Художественным руководителем театра является Михаил Швыдкой.
Открытие Театра Мюзикла в ДК имени Горбунова 21 февраля 2012 года
1 августа 2017 года Московский театр мюзикла переехал в здание легендарного кинотеатра «Россия» на Пушкинскую площадь

Начиная с сезона 2015-2016 компания Stage Audio под руководством Андрея Ахромеева начала предоставлять Театру акустическое оборудование L-Acoustics. Театральный зал «Горбушки» после последней реконструкции был акустически достаточно тяжелым из-за большого количества отражающих поверхностей, установленных в зале, что значительно усложняло работу. Пять лет спустя, 1 августа 2017 года Московский театр мюзикла переехал в здание легендарного кинотеатра «Россия» на Пушкинскую площадь.

Построенное в начале 60-х годов прошлого века сегодня здание театра признано памятником архитектуры. Оно заслуженно считается культовым у московских киноманов: находившийся здесь кинотеатр «Россия» долгие годы был центральной площадкой Московского международного кинофестиваля, а его впечатляющая парадная лестница с красной дорожкой стала таким же символом ММКФ, как красная дорожка Дворца фестивалей и конгрессов для Каннского кинофестиваля.

Новый зал для Театра мюзикла был не совсем театральным, он достаточно большой для классического театра – 1662 места.  Для новой площадки была создана новая система звукоусиления, отвечающая нестандартным требованиям зала в частности и особенному репертуару Театра мюзикла в целом. Фото 3.

Андрей Ахромеев (Stage Audio) рассказывает об особенностях звукоусиления для Театра мьюзикла: «Основные требования к системе, которые предъявляются для звуковых систем музыкального театра – это, безусловно: музыкальность и динамический диапазон. Так как речь идет о театре, большое внимание уделяется разборчивости и детализации речевого материала. Помимо этого, большие требования в театре предъявляются и к визуальной составляющей -  система звукоусиления не должна отвлекать внимание зрителей. Но самой сложной задачей для нас стало интеграция системы звукоусиления в конструкцию здания: необходимо было пройти по весу, требования по которому предъявляла служба эксплуатации здания, ведь кроме системы звукоусиления необходимо было обновить и инсталлировать также декорации и световое оборудование. 

Система раздельного усиления для музыкальной и вокальной составляющих

Андрей Ахромеев: "В результате мы разработали систему с учетом современных театральных требований и построили ее по принципу раздельных источников для музыкальной и вокальных составляющих."  Фото 4. "Главная идея такого разделения в том, чтобы разгрузить системы по динамике, что дает возможность использовать источники меньшего размера и мощности.Таким образом, системы KARA по краям используются для усиления оркестра, а три массива KIVA предназначены для усиления вокала. Иногда, мы  также используем KIVA для усиления отдельных музыкальных инструментов, для более точного их расположения в звуковом пространстве и для выполнения специальных художественных задач. Переход к новой системе и новому подходу к микшированию оказался не слишком сложным для звукорежиссеров театра и со своей стороны они отметили высочайшую степень разборчивости и  детализации в системе, что предъявляет повышенные требования к точности микширования".   

Максимально возможное покрытие каждым источником для обеспечения взаимодействия между источниками 

Для того чтобы эта система работала и работала в том числе с прицелом на внедрение в будущем более сложных технологий, каждый кластер должен обеспечивать максимально возможное покрытие.

На фото 6, скриншоте из программы Soundvision представлено покрытие центрального кластера KIVAII. Здесь видно как центральный кластер закрывает практически весь зал, что дает возможность очень легко локализовать принципалов (основных героев) по центру для большинства зрительских мест. 

На Фото 7 показано покрытие боковых систем KIVAII, которые используется для хоров, а также для локализации принципалов, и на Фото 8 - зона покрытия системы KARA (самые крайние системы), которые обеспечивают музыкальную составляющую.

Моделирование системы в среде  Soundvision позволило решить многие проблемы

Андрей Ахромеев: "Акустический проект, безусловно, начинается с моделирования, таким образом мы стараемся предусмотреть все возможные проблемы, запланировать какие-либо дополнительные вводные до того, как начинается монтаж и настройка. Естественно, мы моделируем проект в программе Soundvision, поскольку работаем с оборудованием  L-Acoustics".

Для лучшего понимания, рассмотрим пример, как моделирование в Soundvision помогло оптимизировать звуковые тени и не потерять звуковое покрытие. На модели ниже, синие прямоугольники имитируют световые приборы, размещенные перед кластерами KIVA. В этом зале световую ферму можно было повесить только на этом месте, перед системами L-Acoustics.  Фото 9.

Сама по себе ферма не представляет никакой проблемы для системы, но объемные световые приборы, размещенные в этом месте, обеспечивают так называемые звуковые тени. Моделирование в Soundvision позволило показать, в каком месте и на какой высоте можно разместить световые приборы, чтобы не потерять звуковое покрытие. В результате звуковая тень, созданная от светового прибора для центрального кластера, образовалась ровно на центральном входе в зал, где нет зрительских мест. Фото 10.

Подвес основной системы на единой ферме позволил пройти по требованиям к нагрузкам, при этом получить необходимое количество источников

Андрей Ахромеев: "Еще одна проблема, с которой мы столкнулись, это механика сцены. Служба эксплуатации зала очень сильно ограничивала нас по весу.  Специалисты, которые работали до нас в этом зале, увидев фотографии с нашей системой, мягко говоря, удивились, что такое возможно и как это вообще можно было повесить  там. В результате, приняв мое предложение подвесить  все системы звукоусиления на одну ферму, распределив нагрузку на несколько точек, нам удалось прорваться сквозь все ограничения. В этом нам снова очень сильно помог Soundvision с точки зрения моделирования тех нагрузок,  которые окажутся на этой ферме. Полученные нагрузки были нанесены на чертежи фермы, переданы компании, которая обеспечивает риггинг, и благодаря этому взаимодействию и расчетам мы выполнили требования по весу". Фото 12, 13, 14

Работа с множественными источниками: большая гибкость и возможность создавать многоплановые звуковые образы

Благодаря тому, что система имеет несколько источников, по сравнению с традиционной системой звукоусиления (лево-право), выросла степень локализации звуковых образов для большего количества зрителей. Также улучшилась детализация в системе. В связи с этим, выросли требования как к звукорежиссерам (точность микса), так и к исполнителям, актерам и оркестру - любое неверное действие, неаккуратно сыгранная нота, речь или пение стало очень хорошо и близко слышно.  

Андрей Ахромеев: "Новая система дает нам очень большую гибкость и современный метод микширования, что приведет нас в дальнейшем к более интересным результатам, к большим зрительским эмоциям. В будущем, мы планируем еще расширить эту систему, чтобы обеспечить эффект полного погружения зрителя в спектакли и создать звуковую сказку. Но это уже тема для другой статьи...".