16 Мая 2018

L-Acoustics L-ISA - новая технология звука с эффектом погружения. Часть 1

В мире кино и бытового аудио системы объемного звука с эффектом «погружения» стали модным обозначением нового поколения оборудования, для которого есть своя целевая аудитория. Такие форматы как Dolby Atmos, DTS-X, IMAX и Barco Auro-3D имеют возможность воспроизведения сигнала как по каналам, так и с учетом положения объекта через многочисленные громкоговорители, расположенные вокруг и над аудиторией. Так игровые консоли нового поколения создают звук с эффектом погружения через наушники. Кроме того, Dolby предлагает формат Atmos DJ, расширяющий стандартный стереосигнал одиннадцатью дополнительными аудио объектами, которые можно свободно перемещать в озвучиваемом помещении.

На фоне этих тенденций, специалисты L-Acoustics почти шесть лет усердно работали над проектом, который начинался как «идея фикс» основателя компании доктора Кристиана Хейла (Christian Heil).

Автор технического обзора Мел Ламберт 
Перевод выполнен ООО "Сонорусс"
Система L-ISA на музыкальном фестивале Panorama Festival
L-ISA Processor
L-ISA обеспечила гиперреалистичное звучение великого Верди для 13000 зрителей
Новая технология L-ISA (Immersive Sound Art – искусство погружающего звука) позиционируется как «комплексная многоканальная ЭКОСИСТЕМА взаимосвязанных аппаратных и программных инструментов, которые обеспечивают создание, управление и передачу многогранных звуковых ощущений». 

Технология L-ISA предлагает специальный формат записи/воспроизведения живых выступлений и воспроизведения записей, которая опирается на собственную архитектуру, индивидуальные алгоритмы микширования/обработки сигнала, технологии объектной обработки и управления программным обеспечением.

L-ISA это целостная система для создания звука с эффектом погружения и предназначена для концертных систем, студий и частных инсталляций высокого класса, а также для театральных постановок и культурных экспозиций.

На музыкальном фестивале Panorama Festival, который провели AEG/Goldenvoice на Рендал-Айленд в Нью-Йорке и где выступали Frank Ocean, A Tribe Called Quest и Nine Inch Nails, была представлена многозальная и мультисенсорная инсталляция The Lab, которая увенчивалась шатром The Dome шириной 27,5 м, на стены которого проецировался визуальный контент авторства художника Андроид Джоунс (Android Jones) в сопровождении звука системы L-Acoustics L-ISA, предоставленной компанией See Factor из Лонг Айленда. В шатре The Dome была установлена звукоусилительная система в формате 23.1 из 90 громкоговорителей, размещенных на трех формирующих полусферу кольцах разного диаметра и с разной высотой подвеса, и отдельного кластера в верхней точке купола. Инсталляция состояла из 32 компонентов линейного массива Kiva II, 16 коаксиальных акустических систем 5XT, а также 14 штук X12 и 4 акустических систем X15 HiQ. В низкочастотном диапазоне система поддерживалась 24 сабвуферами SB28.

Среди прочих недавних применений систем L-ISA можно отметить исполнение «Реквиема» Моцарта на стадионе Пьера Моруа в Лилле (Франция). Инсталляция состояла из 108 акустических систем L-Acoustics – 56 единиц Kiva, 12 штук 12XT, 24 штуки 5XT и 16 сабвуферов под управлением L-ISA Processor. 

В тематическом парке Puy du Fou на западе Франции также установлена система погружающего звука L-ISA с 24 кластерами из акустических систем ARCS WiFo, расположенных по кругу с шагом 15°.

 «Особенно важными являются индивидуальные алгоритмы моделирования звука относительно параметров помещения с учетом расстояний. Когда звук перемещается от точки микширования он автоматически начинает собирать дополнительные звуки окружающей среды, что приводит к очень реалистичным результатам».

«L-ISA Live создает очень четкую связь между тем, что зритель видит и тем, что слышит», – говорит Хейл. «Эта технология дает ощущение погружения в звук с его гиперреалистичной локализацией, которая создает иллюзию полного отсутствия громкоговорителей. Таким образом, звуки воспринимаются, как если бы они исходили от естественного источника в усиленной форме, фокусируя внимание слушателя на самом действе». Портальная система этого формата состоит минимум из пяти кластеров или громкоговорителей и центрального процессора L-ISA Processor, который обеспечивает объектно-ориентированную обработку микширования сигнала в специальной программе на L-ISA Controller. 

«Поскольку мы можем разместить объекты горизонтально с более высоким разрешением, мы должны учитывать максимальное расстояние между громкоговорителями чтобы обеспечить максимально реалистичную локализацию звука у аудитории и его совмещение с происходящим на сцене», – дополняет Хейл. «Размещение громкоговорителей по вертикали не столь критично, поэтому у нас есть возможность установить их гораздо выше реальных источников звука». Для сохранения высокой разборчивости сигнала в любой точке зрительного зала и предотвращения наложения фаз и частот система L-ISA задействует специальные алгоритмы, разработанные научной группой Хейла в Лондоне.