25 Января 2019

L-Acoustics для филармонического зала "Зарядье"

Большой зал "Зарядье" стал пятым залом в Москве (наряду с Большим залом консерватории, Концертным залом Чайковского, Домом музыки и Филармонией-2), предназначенным для проведения филармонических концертов, концертов органной музыки, мероприятий с симфоническим оркестром.  
Большой зал "Зарядье"
Уровень звукового давления всей системы в Большом зале. Визуализация выполнена в программе Soundvision
Малый зал "Зарядье"
Уровень звукового давления всей системы в Малом зале. Визуализация выполнена в программе Soundvision
«Зарядье» - необыкновенный природный парк у стен московского Кремля
Верхняя механизация зала позволяет убирать портальную систему за потолочное пространство для соблюдения требований к проводимым филармоническим мероприятиям: не препятствовать акустическим отражателям, установленным по залу
При различных трансформациях зала используются дополнительные подвесные акустические системы ARCS Focus, ARCS Wide и X12 для озвучивания балконов, а также подвесные системы KARAi в сочетании с сабвуферами SB18i для озвучивания сценического пространства
Трансформация Большого зала позволяет проводить мероприятия под разные задачи: амфитеатр может быть выровнен с партером, оркестровая яма может закрываться для увеличения площади партера, а место, где располагается хор, регулируется по высоте либо выравнив
При трансформации балкона, находящегося за сценой, тыловые акустические системы могут быть отключены
При различных трансформациях зала используются дополнительные подвесные акустические системы ARCS Focus, ARCS Wide и X12 для озвучивания балконов, а также подвесные системы KARAi в сочетании с сабвуферами SB18i для озвучивания сценического пространства
«Зарядье» - необыкновенный природный парк у стен московского Кремля. Здание концертного комплекса размещается в восточной части парковой зоны и является его важным элементом и местом концентрации дизайнерских и инженерных решений. Концертный комплекс состоит из двух залов: большого, рассчитанного на 1600 посадочных мест, и малого — на 400. 

Большой и Малый залы

Большой зал «Зарядье» является уникальным в России по уровню его механизации, интегрированных в него современных инженерных решений и технологий. Трансформация Большого зала позволяет проводить мероприятия под разные задачи: амфитеатр может быть выровнен с партером, оркестровая яма может закрываться для увеличения площади партера, а место, где располагается хор, регулируется по высоте либо выравнивается в пол. 

Большой зал "Зарядье" стал пятым залом в Москве (наряду с Большим залом консерватории, Концертным залом Чайковского, Домом музыки и Филармонией-2), предназначенным для проведения филармонических концертов, концертов органной музыки, мероприятий с симфоническим оркестром.  

В Малом зале проходят образовательные речевые программы, камерные симфонические концерты и экспериментальные театральные проекты с использованием электроакустики. Также Малый зал используется для репетиций и записи симфонических концертов.

Архитектурные и акустические особенности Большого и Малого зала

Для создания в обоих залах естественной акустики был привлечен японский специалист Ясухиса Тойота (Yasuhisa Toyota), директор компании «Нагата акустикс».  

Первые испытания акустики Большого зала прошли в марте 2017 года. Для проверки реверберации был создан точный макет зала 1:10, а вместо зрителей в кресла были посажены манекены с вмонтированными микрофонами. В общей сложности испытания заняли примерно полгода, после чего рабочие приступили к отделке зала, следуя рекомендациям акустических специалистов. Стены и потолок Большого и Малого залов выложены акустическими панелями, в которых использован массив красного дерева «махагони». Напольное покрытие сцен собрано из кедра особой породы, который обеспечивает качественную акустику и необходимую реверберацию. Пол зрительских пространств обоих  залов выложен паркетной доской из дуба.  

Звукотехнический проект Большого зала

Для звукового сопровождения музыкальных и речевых мероприятий (театральные постановки, джазовые концерты, форумы государственного масштаба) в залах установлена система звукоусиления L-Acoustics. Проект по звукотехнической части для обоих залов был успешно реализован при совместном участии нескольких компаний: «ДОКА-Центр» (Генеральный подрядчик МКЗ «Зарядье»),  ООО «Современные технологии звука» , L-Acoustics (производитель акустических систем) и «Сонорусс» (сертифицированный представитель производителя L-Acoustics в России).  Все сложности, связанные с архитектурными и акустическими особенностями зала, были преодолены благодаря работе квалифицированных инженеров-акустиков упомянутых компаний. 

Электроакустические расчеты Soundvision позволили грамотно спроектировать систему и точно рассчитать ее акустические параметры с учетом многочисленных изменений и доработок в основном техническом задании по проектированию зала.  Стоит обратить внимание на важную акустическую особенность зала: время реверберации около 3 секунд (по данным инженеров-акустиков компании «Сонорусс»), что не позволяют вводить в репертуар МКЗ «Зарядье» концерты популярной и эстрадной музыки.  

В качестве основной портальной акустической системы в Большом зале установлены системы L-Acoustics KARAi по 11 элементов в кластере в сочетании с низкочастотными системами SB18i и SB28. Верхняя механизация зала позволяет убирать портальную систему за потолочное пространство для соблюдения требований к проводимым филармоническим мероприятиям: не препятствовать акустическим отражателям, установленным по залу.

При различных трансформациях зала используются дополнительные подвесные акустические системы ARCS Focus, ARCS Wide и X12 для озвучивания балконов, а также подвесные системы KARAi в сочетании с сабвуферами SB18i для озвучивания сценического пространства. Дополнительные выносные системы KARA, SB18 и X8 работают в качестве front-fill и in-fill для озвучивания первых рядов партнера, озвучивания оркестровой ямы, увеличенной и уменьшенной сцены в зависимости от трансформации. 
 
Одна из трансформаций представляет собой плоский пол по всей площади зала. В этом случае применяются системы озвучивания сценического пространства. 

В целом, в звукоусилительной системе зала предусмотрены широкие возможности по зонированию пространства зала. Например, при трансформации балкона, находящегося за сценой, тыловые акустические системы могут быть отключены.

В качестве выносных напольных мониторов предусмотрены как активные системы 108P, 112P, так и пассивные X15 HiQ с соответствующими усилителями. Выносные системы KARA помимо озвучивания первых рядов партера,  также могут быть использованы в качестве боковых сценических мониторов или мониторов барабанщика (drum-fill). Такой набор систем позволяет решить практически любую задачу.